ДЬЯЧЕНКО Ольга Михайловна (1948 –
1998) – российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической
психологии. Д-р психологических наук
(1990), чл.-кор. РАО (1992). Зав. лабораторией Психологии способностей и творчества
Исследовательского центра семьи и детства (С 1997 г. – Институт дошкольного
образования и семейного воспитания) РАО (1992-1998). Лауреат государственной
премии РФ (1998) за участие и руководство программой «Развитие». Окончила фак-т
психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1967-1971) и с этого времени работала в
Институте дошкольного воспитания АПН СССР в лаборатории психологии
способностей. В 1975 г. под руководством Л.А. Венгера защитила канд. дис.
«Использование схематизированного образа в дошкольном возрасте». В 1990 г.
защитила докт. дис.: «Развитие воображения в дошкольном возрасте». В
дальнейшем, после смерти Л.А.Венгера, заведовала лабораторией способностей и
творчества Исследовательского ЦСиД РАО вплоть до 1998 г. Профессиональная
научная деятельность Д. была связана, в основном, с исследованием развития
познавательных способностей и творчества детей, развитием детской одаренности,
развитием воображения детей дошкольного возраста. Наряду с научной, она вела
большую педагогическую работу. Занималась разработкой образовательных программ
для детей дошкольного возраста. Программа «Развитие», создание которой было
начато Л.А. Венгером, а затем продолжено под руководством Д., была отмечена
государственной премией. Ею была разработана система подготовки студентов по
практической психологии для дошкольных учреждений сначала на базе факультета
дошкольного воспитания МПГУ, а затем МГППИ. Д.
- автор более 150 трудов, программ и пособий по познавательному развитию детей,
сборников дидактических игр и упражнений, в том числе: "Воображение
дошкольника", М., (1986), "Чего на свете не бывает", М., (1994).
В работах Д., связанных с проблемами развития способностей и творчества детей
дошкольного возраста, разрабатываются новые методы диагностики познавательного
развития и способностей детей. («Педагогическая диагностика по программе
"Развитие": младший и средний возраст»/в соавт. М., ПИ РАО, Серия
"Педагогическая диагностика", 1995; «Диагностика умственного развития
детей старшего дошкольного возраста»/в соавт., М., 1996) Исследования, посвященные анализу роли символа в психическом развитии
детей, привели Д. к разработке новых способов активизации творческой
деятельности дошкольников («Развитие воображения дошкольника» М., 1996;
«Роль слова в развитии воображения дошкольника» (в соавт.)/ Сб. «Слово и образ
в решении познавательных задач дошкольниками»./Под ред. Л.А.Венгера. М., 1996 и
др.). Под редакцией и при участии Д. изданы труды: «Родителям о психическом
развитии дошкольников»/в соавт. М., 1984; «День за днем. Хрестоматия для детей
3-5 лет»/в соавт. М., 1996; «Одаренный ребенок»/ред., М, 1997; «Введение в
дошкольную практическую психологию», в соавт., 1998 и др.
Н.Е
Веракса.